защита охрана помощь        Четверг, 21.11.2024, 11:04
ЗООСВЕТ - член Всемирного Общества защиты животных (WSPA)
Приветствуем Вас Гость
Главная страница | Обратная связь | Регистрация | Вход
Выпуски газеты
Меню сайта
    Я накормлю вас фактами, или жизнь длиной в шесть недель
    Автор Джульет  Геллатли  (в сокращении)
 
     Идея интенсивного производства мяса возникла после второй мировой войны, а в последующие годы усовершенствовалась механизация – автоматические системы кормления, способы собирания яиц. Словом, к живым, дышащим существам  стали применять способы производства,  как к бесчувственным механизмам..
Бройлерных цыплят, выращиваемых для производства мяса, подчиняют  принципу продуктивности, и результаты этого ужасны.
То,  что я буду описывать характерно и для других хозяйств, которых я посетила множество. Огромный ангар, заполненный цыплятами, возраст которых не превышал несколько дней. На полу смесь из опилок, стружек, нарезанной соломы.
     На одинаковом расстоянии друг от друга проходили три автоматические  линии для кормления. По каждой ленте двигался корм – пищевые гранулы с высоким содержанием белка. Мириады желтых цыплят покрывали пол, как ковер, воздух был наполнен их пронзительным писком. Цыплята переходили от конвейера до поилки и обратно.
Когда вы видите этих цыплят, то вспоминаете их  выводок   со своей мамашей и понимаете, что  у одних и других жизнь совершенно разная.
За шесть недель маленькие цыплята превратились во взрослых кур  с весом в 1,5 кг! Идеально для обеденного стола, куда они и отправились на следующий день.
Когда я смотрела на эту птичью толпу при сумеречном свете, то увидела, что каждая птица занимает пространство меньше, чем занял бы телефонный справочник!
Я чувствовала, что   здесь  что-то не так! Сначала я не могла понять, в чем дело, но потом меня осенило: ощущение было вызвано шумом. Куры издают кудахтанье, клекот, а здесь я смотрела на жирных, взрослых кур,  но слышала пронзительный писк цыплят! Их глаза были ярко-голубые, цвет характерный для незрелости, а не угольно-черного цвета, какой бывает у взрослых кур.
Гид с гордостью мне объяснил, что контроль за диетой помогает добиться того, что птица растет быстрее, а сон становится помехой, замедляющий рост. Поэтому сон не гасят 23 часа в сутки.
     Даже этот час дается не из жалости, чтобы дать цыплятам немного вздремнуть, а по причине,  что  из-за неожиданного отключения света  по  техническим неполадкам, среди птиц происходила паника, вызывающая их гибель. Поэтому символический час дается как возможность привыкания к темноте на случай отключения энергии.
В сарае с маленькими цыплятами свет был более ярким, но по мере их вырастания места становится все меньше и энергия птиц может превратиться в агрессию, а драки между птицами могут привести к травмам  или сердечным приступам, поэтому свет приглушают.
Мясной компонент рациона цыплят могут составлять сами цыплята, так как большого спроса  на головы, шеи, кровь, перья, лапы, нет, поэтому эти побочные продукты повторно перерабатываются в низкосортную пищу для цыплят.
А во что превратился пол за эти шесть недель! А запах! Все шесть недель пол не убирается и экскременты насквозь пропитывают его, вонь проникала повсюду и пропитывала все насквозь.
В некоторых местах я увидела мертвых цыплят, многие другие сидели без движения, прикрыв глаза, было похоже, что они задыхались. Были и такие, что с трудом передвигались на деформированных ногах.
    Явление «недержания на ногах» начинается примерно на 35-й день, за неделю до того, как их убивают. Цыплята сидят на скрюченных ногах;   сидеть им больно: это результат быстрой и неестественной скорости роста птиц. Они испытывают и другие стрессы, но самый главный связан с неправильным формированием костей, их скелеты   не формируются должным образом, а ноги сгибаются или ломятся под тяжестью их тела, быстро набирающего вес.
Эту проблему, связанную с благополучием животных, замалчивают. Информация не доходит до общественности. Одно из исследований было посвящено проблеме костей бройлерных кур, но оно держится в секрете. Цыплята испытывают хроническую боль или не могут двигаться вовсе, и  некоторые погибают от голода, не имея  сил от боли  дойти до кормушки.
   В погоне за увеличением производительности труда и увеличением прибыли, животных подталкивают к биологическим пределам их возможностей.
Но заболевание костей не единственная из болезней несчастных цыплят. Кажется невероятным, что существо, которому 42 дня от роду, может страдать от   сердечной недостаточности. Болезнь сердца появляется вместе с быстрым  увеличением  веса птицы.
От слоя мусора, накопившегося на полу, цыплята получают ожоги подколенных сухожилий, от помета с большим содержанием аммиака. Язвы и пузыри появляются не только на лапах, но и на груди. Поврежденные ожогами части просто выбрасываются, остальное продают как мясо цыпленка.
Мы превратили прекрасное создание в пародию на живое существо. Потом нам хватает наглости продавать  его на рынке как продукт здорового питания
    Существуют гуманные способы уменьшить страдания бройлерных цыплят –это уменьшение количества птиц на единицу площади, сокращение дня с искусственным освещением и ограничение потребления пищи.
    Страдания птиц продолжаются и особо остро это ощущается в индюшатниках.
 
   Мои приятели поехали на местную ферму, чтобы выбрать индюшку к Рождеству. Это была семейная вылазка и они предполагали, что им представят на выбор тушки птиц, аккуратно развешенные, ощипанные и лишенные признаков жизни.
Но им предложили выбирать из совершенно живых птиц, бродящих вокруг во всей своей красе.
Отец семейства попытался проявить полную бесчувственность. Ну, в сущности, ведь они все равно умрут!» Почему –то это прозвучало неубедительно.
    Тем не менее, индейка была выбрана. Затем,  как будто по воле Божьего провидения  птица вразвалку подошла к ним. При этом младшая дочь расплакалась а старшая закричала: »Как ты можешь, папа?» и отвернулась.
Когда рука фермера протянулась, чтобы схватить Берта, потому что у птицы к этому времени уже было имя, вся семья разрыдалась.
В итоге Берт отправился к ним домой, но в багажнике автомобиля со всеми своими перьями и совершенно живой.
    Сейчас он любимец семьи и из уважения к нему рождественский  ужин в  тот год был вегетарианским. Теперь они полностью перешли на вегетарианскую диету. Берт – настоящая личность с сильно выраженной индивидуальностью, веселый и хитрый, и семья приходит в ужас, когда думает, что они могли его съесть.
Смысл этой истории в том, чтобы опровергнуть представление о животных, выращиваемых для мяса как о каких-то существах, лишенных индивидуальности и существующих лишь, опираясь на инстинкты.

    Любой человек, который когда-либо проводил много времени среди животных, знает, что это полная чепуха. Чем больше мы осознаем, что животное имеет индивидуальность и характер, тем труднее нам закрывать глаза на их страдания.
    Кто из нас позволил бы любимой собаке лежать в углу, повизгивая от боли неделю за неделей?
Но те из нас, кто ест мясо, допускают, чтобы нечто подобное происходило из-за них.
Индюку Берту повезло, что он находился на ферме со свободным выгулом животных, и ему удалось избежать ожогов ног и груди, с которыми приходится жить большинству индюшек.
Дикие индюшки поразительно красивы и по размерам сильно отличаются от их несчастных рождественских собратьев со снежно белыми перьями.
Гибель индюшки – в ее грудке. Возможность позволить себе индейку с огромной грудкой к Рождеству или Дню Благодарения стало критерием благосостояния для многих людей. Люди садятся за стол,  прогибающийся от тяжести и аплодируют  чудовищному порождению генетики.
Главным пунктом этого празднования мира на земле, становится существо, которое провело свою жизнь в жалком и унизительном состоянии, едва могло передвигаться  и было продуктом искусственного осеменения, потому что индюки больше не способны к естественному размножению.
Раздутая грудка, которую так вожделенно режут ножом,- это та самая причина, не позволяющая половым органам птиц когда-либо соединиться.
     Одна из причин, по которым индюки ходят в развалку, дегенеративное изменение бедренных суставов. Птицы страдают от боли, а не просто от дискомфорта.
 Индюкам, как и курам, несущим яйца, производят обрезку клюва, болезненную операцию, они страдают болезнями сердца и другими болезнями, вызванными интенсивным выращиванием. В пищу  птицам добавляются антибиотики, способствующие их росту.
    Интересно, вы бы купили птицу, если бы при ее продаже  получили информацию такого рода: »Эту птицу растили, причиняя ей боль в помещении, инфицированном крысами, на подстилке с болезнетворными микробами. Она – жертва эндемического заболевания. Она – вредна для вашего здоровья, для окружающей среды. Она страдала всю свою жизнь. Приятного аппетита!»

                                                Научитесь делать добро;
                                                Ищите правды: спасайте        
                                                Угнетенного; защищайте
                                                Сироту, вступайтесь за вдову.
                                                (Пророк Исайя)

    Как писал отец  экологической этики О.Леопольд –экологическая этика – это ограничение свободы действий в борьбе за существование. 
Примерно так говорит и другой ее основатель – Альберт Швейцер: «Самоотречение ради жизни из благоговения перед ней».
Долгое время человек относился к природе как к вещи. Например, массовые убийства людей всегда рассматривались как преступления против человечества, а массовое убийство детенышей нерп-бельков,как хозяйственная деятельность, за которую давали премии.
    Истязание человека в наши дни уголовно наказывается, а коррида, во время которой с особым изощрением истязаются быки, считается романтической традицией, привлекающей туристов.
Еще один пример можно привести из диссертации российского охотоведа Г.Рогачева (Москва, 2000 г.):»…охотничьих угодий у нас больше, чем в любом другом государстве. Поголовья многих охотничьих животных недоосваиваются и большая часть «урожая» гибнет без всякой пользы.»
Автору невдомек, что дикие животные могут жить сами для себя, также как и люди.
   Человек в приведенных примерах рассматривается  как субъект, обладающий правом владения и распоряжения животными, как вещами. И вред, наносимый им природе рассматривается лишь с точки зрения нанесения ущерба, нанесенному другому человеку, хозяйству, но никак не  самой природе или живому существу.
Экологическая этика перечеркивает эту несправедливую традицию. Божье творение должно оставаться Божьим творением, а не природным сырьем. Этика объявляет, что не только к человеку, но и ко всем другим живым существам, а также к экосистемам и даже участкам неживой природы нужно относиться как к моральному партнеру (субъекту), а не к вещи.
Сделать отношения с природой этичными - значит, впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», но и растения, реки, горы, звезды. Они все самодостаточны и ценны сами по себе.
Говоря проще, экологическая этика освобождает природу  из человеческого рабства.
Вместе с тем следует подчеркнуть что в самой природе этики нет. То что волк задрал козу – это не хорошо и не плохо.  Экологическая этика существует только в моральных отношениях людей к природе. Экологическая этика  старается сделать так, чтобы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обоснования..
Однако, экологическая этика не ставит своей целью уменьшение страданий и смертей живых существ из-за естественных причин, в отличии от экологии, не оценивает их взаимоотношения, это не ее предмет.
   Жизнь существ в дикой природе, со всеми радостями и горестями –это их естественное, природное, идеальное существование. И было бы неправильно, как предлагал Даниил Андреев в своей «Розе мира», в целях уменьшения страданий диких животных попробовать «перевоспитать» львов и волков. Это также неправильно, как заставить эскимоса или австралийского аборигена жить по традициям европейцев, или заявить, что они живут менее счастливо, чем европейцы.
Экологическую этику иногда называют природоохранной, зеленой. Она обосновывает и разрабатывает этические принципы и правила, регулирующие моральные отношения человека к природе и отдельным ее представителям.
   Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух направлениях:

1.Люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой;
2.Эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и во вред ему.
3.Таким образом, экологическая этика – это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, обязанности человека перед природой, а также ограничении прав и потребностей человека.
4.Экологическая этика – это этика смирения, осторожности, заботы, уважения природы и экологического самоограничения.
5.Соблюдать экологическую этику – означает вести себя морально и порядочно в отношении к природе.
    У экологической этики  имеются три главные задачи.
Первая – разрушить старое, потребительско - негуманное отношение к природе, основанное на антропоцентрическом мифе, что человек – центр и царь природы. Антропоцентризм и прагматизм – это то, против чего выступает экологическая этика.
Вторая – выработать новое, экоэтическое мировоззрение, основанное на том, что не все должно делаться во имя человека и во благо человека.
Третья – разработка  теоретических основ охраны природы.
Полагаясь только на науки и новейшие технологии, без учета этических положений, человек может создать себе не меньше проблем, чем найдет решений.
Поэтому научные, правовые, экономические и иные оценки экологической ситуации  надо дополнять этической оценкой.
   Экологическая этика  предоставляет новые, убедительные аргументы в защиту природы, основанные на таких этических понятиях, как «права», «ценности», «обязанности», «долг», «благо» и т.д.
Экологическая этика тревожит совесть человека, заставляя его лично принимать решения, не перекладывая их на других. Она учит, что человек не имеет морального превосходства над другими видами и он не является кульминацией эволюции. Наш мир – сообщество субъектов, а не собрание объектов.
Конечно, некоторые идеи экологической этики кое-кому сегодня покажутся радикальными. Но ничто новое сразу не поддерживалось  большинством. Роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы разработать, провозгласить и защитить идеи, которые со временем покончат с моральным бесправием природы.
К сожалению, современные уроки биологии и экологии в школе не учат детей экоэтическому отношению к природе. Биология в школе повышает осведомленность детей  о природе, но ничего не дает их душе и сердцу
   Вместо понимания и уважения ко всему живому в душах детей селится равнодушие и бесчувственность,  а о «от жизни зеленого дерева остается лишь фотосинтез».Так готовятся уничтожители природы.
   Не ум и образованность, а доброта есть наивысшее по ценности качество.
   Образованный и умный могут быть подлецами. Добрый – никогда. Многие педагогические и детские биологические журналы по-прежнему недооценивают экологическую этику.
Можете представить, что когда в 2003 году в журнал «Юный натуралист»  была прислана статья об англичанке Ф.Оанс, владелице приюта для сельхозживотных, редакторы решили, что это или сказка, или глупая шутка. Они не могли представить, что к коровам, лошадям, свиньям, курам может быть гуманный подход.
Задача курса экологической этики способствовать формированию у молодых людей нового, этичного отношения к природе, доброты и сострадания к живому.
В свою очередь это поможет создать условия для превращения будущего человеческого общества в общество без насилия, где в равной степени уважаются и защищаются  права как человека, так и природы.
Другая задача курса – разрушение основанного на антропоцентризме старого, потребительско-циничного, негуманного отношения к природе.
   Хотя как область исследования экологическая этика выделилась лишь в 1980-х годах, этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах.
Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам.
Мухаммед защищал животных от жестоких людей.
Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным.
Святой Франциск Ассизский воспринимал животных и растения как своих братьев и сестер.
В 18-19-х веках в Англии появились первые законы о запрете жестокого отношения к животным.
Основателями экологической этики считаются американский эколог Ольдо Леопольд (1887-1948) и немецкий врач Альберт Швейцер (1875-1965). В своих классических трудах они впервые сформулировали идею, что к живым существам и экосистемам нужно относиться не как к вещам, а как к себе подобным.
С 1970-х годов экологическая этика как дисциплина стала преподаваться в США, а затем и Великобритании, Австралии, Канаде, Норвегии, Финляндии и других развитых западных странах.
С 1979 года в США издается первый в мире экологический журнал – «Экологическая этика».
Австралийским философом П.Сингером, американским Т.Риганом и английским экотеологом Э.Линзи в 1970-1980-х годах было сформулировано понятие прав животных, на основе которого организовалось многомиллионное Движение за освобождение животных.
Американец П.Тейлор разработал универсальные этические правила и принципы, а его коллеги Б.Калликотт  и Х.Ролстон - понятие о ценностях дикой природы.
Параллельно с экологической этикой бурно развивается биоэтика, рассматривающая моральные вопросы на грани экологии и медицины.
    В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы - первый международный документ, утвердивший этический принцип, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования.
В Аргентине, Словакии, Израиле существуют законы о недопустимости препарирования животных при обучении, в Италии действует право  отказа принятия участия в экспериментах на животных.
Использование животных в цирках запрещено или ограничено в Швеции, Австрии, Индии, Финляндии, Бразилии, Швейцарии, Дании. В 14 странах ЕС запрещено использовать животных  в опытах на школьных уроках.
   С 1989 года курс экологической этики читается в школах Коста-Рики.
В Германии и Австрии уроки по защите животных проводятся в школах с середины 1990-х годов в качестве самостоятельного предмета.
К началу 2000г. курс о правах животных читается в 25 юридических вузах США.
В университете Сиэтла курс называется «Права животных и экологическая этика».
В Новой Зеландии с 2000 г. созданы Национальный комитет по благополучию животных и Национальный консультативный комитет по этике отношений к животным. Разработан также кодекс этического отношения в использовании животных.
В Великобритании в 2005 г. закрыта запись – «Государство защищает жизнь и благополучие животных вследствие особой ответственности людей по отношению спортивная охота на лис и запрещено отрабатывать хирургические приемы на животных.
В настоящее время более 600 компаний по производству косметики и бытовой химии тестируют свою продукцию без использования животных (в 1980-х годах таких компаний было  только 50).
В Швеции, Великобритании, Нидерландах запрещено звероводство как неэтичная отрасль народного хозяйства.
В Конституции Австрии недавно появилась новая к животным,    как к своим братьям»
В Конституции Индии сказано: «Обязанностью каждого гражданина Индии является… испытывать сострадание к живым существам».
В Российской империи впервые о гуманном, этическим отношении к животным было сказано в Уставе благочиния Екатерины П:
«ст.7 Буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подними ее».
Ст.8 «Блажен, кто и скот милует».
Одним из первых экоэтические взгляды стал выражать в середине 19-го века Николвй Щербина:
Боюсь раздавить я ногою червя, что ползет под травою
Сияньем тепла наслаждаться;
Исполнен вниманьем
До всякой летающей крошки,
И груди сдержав колыханье,
В себя не втяну я дыханьем
В лучах затерявшейся мошки.
Следует отметить Лесю Украинку («Лесная песня»),М,Коцюбинского, И,Тургенева («Муму», «Всюду любовь»,»Перепелка»)
Значимую роль в развитии экологической этики играли Ф.Достоевский («Дневник писателя») и Л.Толстой (эссе «Не убий», басня «Мальчишки и лягушки», рассказ  «Как тетушка рассказывала о том, как у нее был ручной воробей-живчик», немало в конце жизни писавшего об этическом  отношении к природе. А друг последнего, В.Чертков, впервые в России (1890г.) выступил против любительской охоты, назвав ее «злой забавой».
В 1899 г. в С.-Петербурге вышла книга врача С.Фишера «Человек и животное. Этико-юридический очерк», где впервые в России было заявлено о правах животных
В 1903 г. вышла книга ученого П.Безобразова, которая так и называлась «О правах животных». Эту идею поддержали известные пионеры охраны природы, профессора   А.П.Семенов-Тян-Шанский и Г.А.Кожевников, а также Российское общество покровительства животным, различные вегетарианские общества, выступавшие против спортивной охоты, вивисекции и пропагандирующие любовь ко всему живому.
Харьковский архиепископ Амвросий издал наставление детям о милосердии к животным.
Счастлив тот, кто любит все живое,
Жизни всей трепещущий поток.
Для кого природе все родное, -
Человек и птица, и цветок, -
Писал И.Горбунов-Посадов.
В 1912 году пионер охраны природы  А.П.Семенов-Тян-Шанский писал: «Надо систематически воспитывать в населении чувство сострадания и любовь ко всему живому, ко всему имеющему право существования наряду с человеком».
   К сожалению, во времена строительства социализма об этических идеях отношения к природе  не было принято ни говорить, ни думать.
Особняком выделялся только Д.Андреев, посвятивший экологической этике целую главу в своей легендарной  книге «Роза смира», написанной в 1940-1950-х годах в тюрьме и изданной только недавно.
Некоторый интерес к этике отношения к животным стал проявляться в узкой среде высокообразованной  советской интеллигенции в 1960-1970 гг. Именно тогда в центральной прессе появились дискуссии о моральности спортивной охоты (благодаря статьям в центральной прессе писателей Л.Леонова и Б.Рябинина весенняя охота в 1969 г. в России была запрещена повсеместно), а при Московском, Киевском и некоторых других городских обществах охраны природы созданы секции по защите животных от жестокого обращения.
Однако фундаментально это никак не повлияло на государственную политику – Советский Союз оставался одной из немногих в мире крупных держав, не подписавшей Страсбургской конвенции 1959 г. о безболезненном забое  сельскохозяйственных животных, и где не был принят закон  о защите животных от жестокого обращения.
Вновь об экологической этике в странах СНГ  заговорили уже в конце 1990-х годов, когда в Москве были выпущены первые бесцензурные издания по экологической этике – книга энтузиаста защиты прав животных Т.Н.Павловой «Биоэтика в высшей школе».
В начале 1990-х в России и в Украине были защищены первые диссертации по экологической этике.
С конца 1990-х курсы и отдельные лекции по экологической этике стали читаться в МГТУ им.Баумана  МНЭПУ, в С-Петербургском, Киевском и Калмыкском университетах, других вузах России, Украины и Беларуси.
   21 февраля 2006 года в Украине был принят  Закон Украины  «О защите животных от жестокого обращения», разработанный  Обществом защиты животных SOS» и Киевским эколого-культурным центром.
В сентябре 2006 года при Государственной цирковой компании Украины создан экспертный  этический совет, решением которого было рекомендовать изъять из цирковых номеров трюки, где собак сбрасывают с парашютом из-под купола цирка, а гиен заставляют прыгать через огонь.
    Ценности дикой природы это своего рода ее «полезности». Эти «полезности» можно разбить на две категории: «Полезности» для других и «полезности» для себя, т.е. для природы.
Понятие ценности природы широко используется в мировой природоохранной практике.
Закон США «О видах, находящихся в опасности» ст.3 определяет, что редкие виды животных и растений «имеют эстетическую, экологическую, образовательную, историческую, рекреационную и научную ценность для нации и ее народа».
«Полезности» для других называются внешними ценностями, «полезности» для себя – внутренней ценностью или самоценностью.
Например, рябина обладает внутренней самостоятельной   ценностью.
Внутренняя ценность позволяет отказаться от экономической оценки любого живого существа или экосистемы. Уже становится неважно, полезно оно для человека или нет.
Внутреняя ценность это довольно интуитивное представление. Можно предположить, что внутренняя ценность рябины состоит в ее интересе, желании, воле, стремлении к жизни, свободе, размножению, счастью самостоятельной ценностью (самоценностью), полезной для себя, а также целой группой внешних ценностей – эстетической, экономической, хозяйственной, научной и т.п. – полезных для человека, которому дает свои ягоды, для снегирей, которых подкармливает зимой, для различных насекомых, которым служит домом, а также для соседнего ручья, которого знойным летом защищает от высыхания.
Другими словами, на вопрос «кому полезна рябина?», исходя из внешней ценности, можно ответить: человеку, снегирям, насекомым, ручью. Исходя из внутренней ценности, себе самой.
Внутренняя ценность рябины полезна только для рябины и бесполезна для снегиря, жука, ручья и человека. Внутреннюю ценность, в отличие от ряда внешних ценностей, невозможно выразить в деньгах.
     Маркс, Смит и многие другие экономисты считали и считают, что у природы нет стоимостного выражения, пока люди не затратят на нее труд. Однако это неверно. С точки зрения экологической этики природа имеет самостоятельную внутреннюю ценность.
Можно привести еще и такой пример. Мать ценит своего ребенка не только потому, что он красивый, умный, веселый, приносит ей удовольствие, тешит ее материнскую гордость, но, прежде всего потому, что он ценен сам по себе, сам для себя. Это и обозначает, что он обладает внутренней ценностью. Также как наша рябина, которая, несмотря на всю свою полезность для других, еще и ценна сама по себе. И поэтому может охраняться, уважаться ради нее самой.
В отличие от ребенка и рябины табуретка внутренней ценностью не обладает. У нее нет ни воли, ни интереса, ни желания, ни стремления. Табуретку не заботит ни проблема выживания, ни проблема сохранения жизни. Ей все равно, где находиться – в тюрьме или нет. Табуретка имеет только «полезность» для других, т.е. внешние ценности: хозяйственную, возможно, эстетическую или историческую.
    Экофилософы считают, что тот, кто имеет внутреннюю ценность (или полезность для себя),- обладает моральным статусом, собственным благом, моральными  (естественными) правами, достоинством и считается моральным партнером (субъектом).
Следует также отметить, что внутренняя ценность всех живых существ одинакова, равна, в то время как внешние ценности могут очень различаться. Например, эстетическая, экологическая и хозяйственная ценности нашей рябины гораздо значительнее, чем у лопуха.
 Кстати, в Новой Зеландии, в принятом в 1991 г. Законе «Об управлении природными ресурсами», защита внутренней ценности экосистем впервые в мире получила законодательную основу.
    Внешние ценности природы
   Теперь обратимся к внешним ценностям дикой природы. Они, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы.
В первую входят внешние ценности, экономическую ценность, которых можно подсчитать (хозяйственная, рекреационная), которые так и называются – внешние экономические (материальные).
Во вторую подгруппу входят ценности, экономическую стоимость которых трудно или невозможено подсчитать. Такие ценности называются внешние неэкономические (нематериальные). К ним относятся:
     Историческая ценность
 Территории дикой природы имеют двойную историческую ценность: природную и культурную. Природная историческая ценность заключена в хранящейся в дикой природе информации о происхождении видов живых существ. Культурная историческая ценность- в находящейся в дикой природе архитектурных памятников прошлого, объектах топонимики.
Ценность существования, Патриотическая ценность,
Религиозная,эстетическая , ценность наследия,символическая, духовная, эталонная, научная, ценность свободы, музейная, воспитательная, образовательная, 
   Экологическая (природоохранная, средообразующая, природоподдерживающая, выживательная) ценность,
Ценность вдохновения, защиты от новых болезней, неосознанные (неизвестные и неразработанные) ценности.

     Добавить комментарий

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Общества защиты животных
  • Наш опрос
    Сколько вам лет?
    Всего ответов: 523
    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz