Василий МАТВЕЕВ, «РЭСПУБЛІКА» ( № 42, 6 марта 2010 г.)
Вместо бездумного уничтожения столичные
зоозащитные объединения предлагают ввести в Беларуси мораторий на
бесконтрольное воспроизводство собак и кошек
Знаменитый сюжет о четвероногом «призраке» из рассказа сэра Артура Конан Дойла был бы обречен на конфуз в наши дни. Появись бездомный пес столь устрашающих размеров в городе, максимум через сутки он бы болтался в петле-удавке спецмашины. Вот и все, конец родовому проклятию. Семейство Баскервиль вряд ли бы препятствовало такому повороту событий… Но вот в жизни, увы, все происходит с точностью да наоборот: собаку поймали, усыпили, и на тебе – на пороге законные хозяева. В итоге – конфликт, в котором каждый считает себя правым. Службы отлова пеняют на отсутствие мест для содержания собак: мол, не забрали своего питомца за 5 дней – сами виноваты… Владельцы животных и зоозащитники говорят о нарушении гуманитарных прав, бесконтрольном и бездушном уничтожении, а также отсутствии системного подхода в решении этого острого социального вопроса. Своим видением проблемной ситуации поделились Елена ТИТОВА, председатель совета ООБЗЖ «Абаронiм жыццё», и Маргарита ПУШКЕВИЧ, председатель совета ООЗЖ «Зоосвет».
— Прежде чем начать разговор по существу, хотели бы принести вам извинения за публикацию «Круги на воде и кошка Мурка» в «Р» в конце августа прошлого года. Тогда мы не учли многих объективных моментов в вашей работе и поспешили с выводами. Как оказалось, ситуация гораздо серьезнее, чем показалось на первый взгляд, и требует более пристального изучения. Бытующий в обществе стереотип «отловить—усыпить—и проблемы нет» в нынешнем исполнении вызывает у специалистов, зоозащитников и милосердных граждан массу справедливых нареканий…
— Увы, бездомное животное сегодня рассматривается исключительно через призму покусов, передачи инфекций и паразитов. И вердикт один: отловить, изолировать, уничтожить. В итоге в последние годы мы стали свидетелями варварского, тотального уничтожения бездомных кошек и собак: причем не только в столице, но и в регионах… В год в Беларуси усыпляется до 70 000 животных (в столице – от 6 до 10 000), однако это не решает проблемы в принципе. Число бездомных зверушек в городах страны только растет… А все почему? Не перекрыт основной источник поступления животных на улицу. Как правило, это собаки и кошки, которые находятся на попечении человека и бесконтрольно воспроизводятся, а также животные, ставшие ненужными своим хозяевам и выброшенные ими. Специальных приютов для их содержания нет, через 5 суток (а то и раньше) пойманное животное усыпят. То есть умертвят с помощью методов, запрещенных в цивилизованном мире: электрического тока, курареподобных веществ (препарата Т-61 или незарегистрированного, но тем не менее активно применяемого дитилина). Речь идет не только о физических муках живого существа, но и колоссальном морально-педагогическом вреде окружающим вследствие подобных уроков жестокости. Множество людей тяжело страдает от них физически и психически, а дети получают негативный пример для подражания. К тому же признан эпидемиологический вред отлова. Он высвобождает ниши, которые быстро заполняются молодняком, мигрантами и бывшими владельческими животными! Эти категории особо подвержены заболеваниям. В Англии, Германии, Австрии, Чехии давно найдены цивилизованные пути решения данной проблемы. В Минске все ограничилось лишь увеличением на 40 процентов бригады ловцов, а также повышением отчислений на предприятие по отлову бездомных животных «Фауна города» из сбора за собак с 50 до 65 процентов.
— Хорошо, как в таком случае контролировать нарастающее размножение бездомных животных? Все-таки 70 000 – цифра очень серьезная…
— Ответ очевиден: необходим жесткий государственный контроль над воспроизводством владельческих животных. Бесконтрольное размножение собак и кошек можно ограничить официальным мораторием, который бы предусматривал меры по запрету разведения владельческих животных с обязательной стерилизацией, изоляцией животных либо дачей препаратов — по выбору владельцев. Контроль в этой сфере, а также штрафные санкции за нарушение положений моратория можно было бы возложить на работников ЖЭСов (отчасти — сотрудников милиции). Они ближе всех к жилфонду, квартирам… Второй момент – разрешительный механизм разведения. Скажем, для частных лиц — специальные лицензии, разрешения местных исполнительных органов и соответствующий вид предпринимательской деятельности. Для кинологических и фелинологических клубов – разрешение, выданное клубом на вязку животных. Оговоримся, все это будет иметь эффект тогда, когда в Беларуси введут обязательную стерилизацию животных, находящихся на попечении людей на стройплощадках, стоянках, дачах, предприятиях, в частном секторе городов и т.д. А также запретят продажу щенков и котят на рынках, особенно через рекламу в СМИ, без разрешительного документа. Сегодня ведь как? Открываешь газету – а там 200—300 объявлений, начинающихся словами «Продам (отдам) щенка». Куда ж это годится?
— Далее, насколько понимаю, встает вопрос о государственной регистрации находящихся во владении граждан собак и кошек?
— Безусловно. Причем наилучший ее вариант – чипирование. Это мгновенно позволило бы определять, потерялось ли животное, сбежало или его попросту вышвырнул на улицу владелец. Чтобы разграничить две эти категории, должна быть налажена система учета и регистрации потерявшихся/сбежавших собак и кошек по заявлению владельца. В случае его отсутствия животное считается выброшенным, а хозяин подлежит административной ответственности. Следующий важный аспект системы государственного контроля – отлов безнадзорных животных с оказанием при необходимости ветпомощи, последующей их передачей в приюты и новым владельцам. Наконец, давно пора поставить вопрос о создании системы государственных приютов для размещения отловленных животных (причем не только в столице, но и регионах). В той же Москве их уже 14, они рассчитаны на 14 000 мест. Беларусь, увы, пока единственная страна в Европе, где подобных приютов не существует в принципе.
В числе прочих мер, которые позволили бы эффективно контролировать разведение владельческих животных, — принятие закона о защите животных от жестокого обращения, развитие волонтерского движения при пунктах временного содержания отловленных животных и приютах с использованием всех видов широкой социальной рекламы для устройства животных. Серьезная просветительская работа с населением (включая телепрограммы) и, конечно, изменение ведомственной принадлежности служб отлова. Мы считаем, что они могли бы безболезненно перейти под крыло Минприроды или Минсельхозпрода, где этими вопросами ведают специалисты-биологи или опытные ветеринары. Возможно создание согласительной комиссии с участием зоозащитных организаций. Нынешняя принадлежность служб отлова коммунальному хозяйству имеет одно очень негативное следствие: животные, оказавшиеся на улице, рассматриваются не как живые существа, чувствующие боль и страдание, а как биологический мусор, место которому на свалке-скотомогильнике. И это страшно.
— На какие средства вы предлагаете содержать приюты для бездомных животных? Закупать корма, ветпрепараты, клетки…
— Варианты есть всегда – было бы желание. Скажем, на эти нужды могли бы тратиться средства, собираемые с владельцев животных. А также оплата лицензий, штрафы за нарушение моратория, разведение без разрешительных документов, выброс животного на улицу или отказ от стерилизации собак на автостоянках, стройплощадках, предприятиях и т.п. Имело бы смысл перераспределить часть средств от городских служб отлова и уничтожения и пустить их на цивилизованное решение проблемы. Мы убеждены: приюты будут также собирать значительную благотворительную помощь. В какой-то степени возможна и господдержка. Главное – правильно расставить приоритеты и наконец-то назвать вещи своими именами.
В.Матвеев
Комментарий Виолетта АНДРИЯНОВА, главный инженер управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза:
— Ситуация с отловом и уничтожением бездомных животных была и остается проблемной. Это происходит во многом потому, что организации жилищно-коммунального хозяйства выполняют несвойственные им функции. Занимаются тем, что выходит за пределы содержания жилфонда и обслуживания прилегающих территорий. В итоге узкими вопросами ветеринарии ведают инженеры, сантехники, теплотехники, мастера… Хотя по логике вещей эта сфера – удел специалистов Минприроды или Минсельхозпрода, но там иное видение ситуации. Нужна сеть пунктов временного содержания отловленных животных, не обойтись и без частных приютов, которыми занимались бы энтузиасты своего дела. Ясно, что, пока сапожник будет печь пироги, толку будет мало.
В тему: Голливудские барсики побеждают
Члены городского совета Западного Голливуда, входящего в мегаполис Лос-Анджелеса, единодушно проголосовали за проект, ставящий удаление когтей у кошек вне закона.
Если город примет этот закон, то он первым в США запретит практику «обезкогтивания» животных. Члены совета поддержали мнение активистов общества по защите прав животных, которые считают удаление когтей у кошек негуманным. Более того, во время операции вместе с когтями часто удаляются и кусочки подушечек лапы животного.
Один из членов городского совета Джон Дюран, который в свое время удалил когти нескольким своим котам, теперь жестоко раскаивается в совершенном. Он сам предложил ввести запрет на процедуру, когда узнал, как на самом деле проходит операция.
«То, что я сделал с моим милым Пушком, отвратительно, — говорит он теперь. — Это равносильно тому, чтобы удалять у человека суставы пальцев. Если бы я знал это раньше!»
Американцы часто удаляют когти своим кошкам, чтобы те не портили мебель и не могли поцарапать кого-нибудь.
Однако защитники кошек указывают на то, что эта процедура, во-первых, болезненна, во-вторых, лишает котов самозащиты и способности забираться на деревья.
13 европейских государств уже запретили удаление когтей у кошек.
Западный Голливуд вообще известен своим либерализмом. Что касается кошек, собак и прочих братьев наших меньших, то в городе специальным законом установлено, что человек не может быть «хозяином» животного, а только его «покровителем».
НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН ПОНИМАЮТ ЖУРНАЛИСТЫ "СБ", "РЭСПУБЛІКІ", НАЧАЛИ ПОНИМАТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА НЕКОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВ.
НЕ ХОТЯТ ПОНИМАТЬ И СЛЫШАТЬ ТЕ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ.
НЕ СЛЫШАТ И НЕ ПОНИМАЮТ В УПРАВЛЕНИИ ЖКХ - ТАКОЙ НЫНЕ ТАМ РУКОВОДИТЕЛЬ. НЕ ПОВЕЗЛО НАМ С НИМ.
ВИДЕЛА ЕГО СЕГОДНЯ ПО "СТВ" - СИДИТ ТАКОЙ ДЕЛОВОЙ, НО ТИХОНЬКИЙ, НЕ ЁРНИЧАЕТ, НЕ ПАЯСНИЧАЕТ, СЛОВОМ, ПОХОЖ НА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ШИБКО БОИТСЯ СВОЕГО ХОЗЯИНА. А ВИДЕЛИ БЫ ВЫ, КАК ОН ВЕДЕТ СЕБЯ НА ПРИЕМЕ, КОГДА ПРИХОДИМ МЫ - БЕЛЯНОВА НЕ ВЫДЕРЖАЛА И СПРОСИЛА ЕГО: ЧТО ВЫ ВЕДЕТЕ СЕБЯ, КАК ПЕТРУШКА?
Тут уже не по теме вспомнилось из школьной программы: "Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем. Достань-ка календарь, читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, расстановкой". Такая вот петрушка.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]