защита охрана помощь        Четверг, 25.04.2024, 06:29
ЗООСВЕТ - член Всемирного Общества защиты животных (WSPA)
Приветствуем Вас Гость
Главная страница | Обратная связь | Регистрация | Вход
Выпуски газеты
Меню сайта
Главная » Статьи » Это полезно знать.

Этические аспекты использования животных в медицинских исследованиях.
      Профессия врача – врачевать, т.е. лечить тело и душу больного. Врачу, как никому другому, нужно быть не просто добрым человеком, а милосердным  и к людям, и к животным. «Профессия врача – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и величия помыслов. Не всякий способен на это», - писал А.П.Чехов. 
Воспитать доброту в человеке трудно. Это качество заложено в генах.
 
      Но сколько людей творит зло не потому, что родились такими,  а «не ведая, что творят», не сознавая этого! Например, задумываются ли о страданиях домашних животных в наших деревнях, казалось бы, добрые  хозяева ?
      О том, каково приходится домашнему скоту, еще 200 лет назад ( и что изменилось с тех пор ) писал П.Б.Шелли; «Насколько вопиющи несправедливость  и жестокость к этим несчастным жертвам! Их заставили появиться на свет ухищрения человека, чтобы они влачили короткое существование рабства и болезней, чтобы их тела уродовали, их социальные чувства насиловали
      Типичная картина сегодняшнего дня. Собака-сторож бессменно, день и ночь, сидит на цепи. Молодое животное – теленок, не успев родиться, отнимается от матери, получает искусственную болтушку.  
       Свиньи не покидают хлев, живут, словно в могиле не видя света белого, болеют рахитом. А в крупных хозяйствах их даже дополнительно фиксируют, так как от неподвижности животные становятся агрессивными.   Часто в помещениях не включают свет, поросята не могут играть, в отупении спят. 
        Приезжая в деревню домой , будущий медик мирится с жестокосердным отношением родных к бессловесным тварям !Его не учили этичному отношению к животным
        Человек, собака, кролик, крыса  столь  много общего в строении и проявлениях жизнедеятельности организма,  что объединяются в один класс – млекопитающие. «Мы и животные – кровная родня, - писал Э.Сетон-Томпсон, канадский биолог и писатель, – у человека нет ничего, что не имели бы животные, хоть в небольшой степени;  и у животных нет ничего, что не было бы так или иначе общим с человеком.»
        Для доказательства этой схожести на алтарь науки было принесено великое множество жертв. История эксперимента в медицине чудовищна. Нельзя без содрогания читать о том, как проводились опыты на животных даже во времена ещё не столь отдаленные. Обезболевающие средства были открыты лишь 19-м веке. Таким образом, животных столетия сжигали, отравляли, кололи, резали безо всякой анестезии. Имя физиолога К.Бернара становится известным каждому студенту 2-го курса. Но ни в одном учебнике не описывается методика проведения его опытов  по изучению влияния температуры  на теплокровных животных. Вот она: обреченных животных ( использовалось более 70 собак, множество кошек, кроликов, голубей ) помещают в печь при температуре 90-100С. Вначале  животное слегка возбуждено, скоро дыхание ускоряется. Животное открывает рот и начинает прерывисто дышать. Невозможно описать его страдания. Под конец оно падает в конвульсиях, умирая обыкновенно с громкими криками.

      В лаборатории проф.Пашутина (конец 19 века) животному покрывали кожу водонепроницаемым лаком, затем ее сдирали заживо «дабы не затемнить результаты научного исследования».
      От руки И.П.Павлова погибло множество собак. Но если бы физиолог не памятник ставил собаке, а просто любил животное, то он вполне мог бы создать учение об условных рефлексах, лишь наблюдая за слюноотделением собаки  в различных условиях опыта. Как живо бежит слюна у пса, когда он смотрит на вкусную еду ! Зачем же было дырявить желудок  фистулой, ушивать часть желудка, чтобы наблюдать аналогичный процесс секреции ? И.П.Павлов оправдывал жестокость своих опытов тем, что « чем полнее будет проделан опыт на животных, тем менее часто больным придется быть в положении опытных объектов, со всеми печальными последствиями этого».
        На подобного рода оправдания рода  жестокости замечательно ответил великий гуманист доктор медицины и философии А.Швейцер: «экспериментаторы никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли действительная необходимость приносить это животное в жертву. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль.» 
         Тесно переплетаются добро и зло в подлунном мире. Вся история отношения человека к животным – тому свидетельство. В Древнем Египте кошка считалась священным животным, так как охраняя кладовые с зерном, спасала людей от голода. За убийство животного в Египте,  особенно священного, полагалось суровое наказание – вплоть до смертной казни. 
        В Древней Индии высокие религиозно-нравственные принципы воплотились в приверженность вегетарианству. Домашние животные – это члены  семьи. Недопустимость жестокого обращения с животными поддерживалась верой в реинкарнацию – перевоплощение души. Индусы верили, что в последующих рождениях человек может стать животным и быть жертвой такого же насилия, какое он ранее совершил, и те животные, которых он убил, в последующем воплощении пожрут его. Вегетарианцев в Индии 700 млн. человек.
         Восточной религией, также проповедовавшей вегетаривнство, был зороастризм. Заратустра – перс, живший около 600 лет до нашей эры. Он учил, что жизнь также дорога безгласому созданию, как и человеку.
         Что ему, как и каждому из нас хочется счастья и он боится боли; как и каждый из нас, он хочет жить и не хочет умирать. Последователей этого учения  в мире более 200 000 человек.
          Ислам учит, что человеку свыше даны такие качества, как любовь, милосердие, сострадание, великодушие. Придя в этот мир человек должен творить добро. Сам пророк Магомет жалел животных. Описывают, как однажды он оставил на земле свою верхнюю одежду, потому что на ней спала кошка; как он рассердился на своих учеников за то, что они ловили птенцов, доставив тем горе их матери.
          В отличие от христианской церкви, Коран утверждает, что животные имеют душу, хотя она и более низкого порядка; а  также, что животные имеют сознание, которое ступенью выше, чем инстинкты. Ислам верит в судьбу, тем не менее в пределах предначертанной судьбы человек может изменить жизнь в лучшую сторону, уменьшая страдания другого человека или животного. Законы ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, исключая  использование животного в пищу. При этом убивать животное следует быстро и с наименьшими страданиями для него.
          Ислам и иудаизм запрещает убивать животных ради развлечения, получения предметов роскоши, лишать диких животных свободы. Нельзя пользоваться капканами, силками – это приводит пленника к долгой и мучительной смерти. Домашний скот не должен содержаться в грязи. Запрещается   использовать животных в болезненных экспериментах или приводящих их к  калечению.
         Принципы православного христианства основываются на учении Христа. Это – доброта, ненасилие, любовь к ближнему.  Русская церковь мало говорила об этике отношения к животным, но считает грубое обращение с ними грехом. Сказано в Писании: »не презри вола работающего», «блажен иже и скоты милует» 
         Католическая церковь в эпоху возрождения придерживалась антропоцентризма, признавались только права человека, наличие души у животного отрицалось. Тем не менее, в христианской Европе звучали голоса в защиту живого на земле. «Вообразить, что Бог создал всю вселенную только для пользы и удовольствия человека,- писал доктор богословских наук Э.Линзи, - было бы признаком глупости.»
          В Средневековье жестокость к животным была обычным явлением. Во многих странах зрелищным спортом стала охота. Травля животных даже инсценировалась: оленей прогоняли через триумфальные арки или загоняли в озеро, а охотники упражнялись в стрельбе по живой мишени (Заметим, что и в наше время  охотники мало чем отличаются  от средневековых варваров ).
          Однако как ни жестоки были нравы возрождения, гуманисты возвышались над толпой   и в те времена. Так, Леонардо да Винчи стал вегетарианцем  из-за чувства глубокого сострадания при виде мучений убиваемых в пищу животных. Он восклицал: «О Боже праведный !Почему Ты не восстанешь от сна и не узришь, какое зло  сотворяют твоим созданиям ?»
        Черную полосу в отношение к животным внес французский философ Декарт (16-17 в.в.), создавший теорию о том, что у животных нет души, а потому они не могут ничего чувствовать, а крик существа, подвергаемого пыткам, не более , чем звон струны механизма. Его  «учение» нанесло огромный вред многим поколений исследователей, открыв дорогу вивисекции – отравлению, утоплению, расчленению, умерщвлению голодом живых существ. 
         Вивисекция до глубины души возмущала гуманистов. Б.Шоу, ознакомившись с опытами физиолога И.П.Павлова, писал: «…сожалею, что не могу предложить самого себя  для опытов вместо собаки». Философ Вольтер возмущался учением Декарта: «Какая скудость, какая нищета ума говорить, что животные – машины, лишенные понимания и чувств…» Ю.Нагибин писал (1991 ) «Животные мудрее и выше человека нравственно – они убивают только ради еды или защищаясь».
         У нас в стране расцвел кустарный промысел: шапки из собачьего меха. Те, кто обдирает собак – отбросы общества, но разве их действия не поощряют те, кто эти шапки покупает ? И не хочет знать покупатель шапки, что Анчар – сородич убиенного животного, сумел на афганской земле отыскать 800 мин. Скольких наших солдат он спас от смерти ! Натуральные меха и кожу , особенно в странах умеренного климата, давно пора заменить искусственными изделиями  растительного  и синтетического происхождения – в этом также проявляется гуманизм.
       В 1997 году в Свод  законов Европейского Содружества  включен протокол, гласящий, что «сельскохозяйственные животные – не продукты, а существа, способные чувствовать и страдать». 
       Кто у нас думает о чувствах коровы ? Животное парализуют электрическим током, это невыносимая боль от судорог и сумасшедщие от ужаса глаза. Из-за паралича голосовых связок животное кричать не может. Несчастное животное подвешено, Затем скотник перерезает живой корове горло. Не дождавшись, когда животное умрет, его начинают разделывать.
      В годы советской власти основное внимание уделялось  ликвидации безграмотности, воспитанию населения в духе  преданности коммунистической партии, а вопросы этики оставались на задворках,  Воспитывались нищие духом, неинтеллигентные люди. Мы – единственная  страна в Европе, не подписавшая  Страсбургской концепции  1959 г.  о безболезненном забое домашних животных.
        В Беларуси государственного Закона  о защите прав животных нет  С 2001 года его проект  находится  в Палате  представителей Национального собрания.
       Всемирное общество защиты животных, Европейская конвенция по защите позвоночных животных предупреждают: «негуманное или жестокое обращение с животными  может привлечь международное осуждение  и изоляцию данной страны, даже если не она, а отдельные ее граждане злоупотребляют животными, пользуясь отсутствием закона или нежеланием властей следить за соблюдением существующих законов:. 
        Ю.Нагибин (1991 г.) восклицал: «Скажу слова нашим президентам: я обвиняю вас в том, что непрекращением жестокости по отношению к животным вы способствовали разложению общества"» Какова же реальность медицинских будней ?
         На собаке, которой и не подумали ввести наркоз, демонстрируется механизм смерти от кровопотери. Студент совершенно не думает о том, что может чувствовать существо, которое находится у него в руках и которое так подло предал человек. Преподаватель привык к зрелищу смерти, а студент верил – так надо проводить занятия.
        Все опыты в медицинских учреждениях заканчиваются их смертью.
         Занятие на другой кафедре. Тема:  показательная операция на органах брюшной полости собаки. Но студент не видит собаки – он смотрит  на МАТЕРИАЛ. Студентам никто не объяснял, что лежащее перед ними существо наделено разумом и чувствами. Им также не сказали, что тот, у кого они собираются отнять жизнь – друг человека, что, может, к ним  в руки попал пес Ленька, спасший из-под завалов обрушившихся зданий 50 человек. Да никто из студентов об этом и не спрашивает, а сотрудники кафедры никогда не говорят.        Само понятие сопереживания воспринимают не только безразлично, но даже враждебно. И точно никогда не скажут о том, что подопытная собака – это существо, способное вас полюбить!

          А с тем, кто готов вас любить, происходит вот что: из вивария на клеенке приволокли (именно так) собаку. Сама идти она уже не может – потрудились студенты на паредыдущем занятии. Поставили ее на пол операционной, но от слабости она падает на бок. В глазах – тоска, обреченность. Хвост бессидьноьоткинут. Худобу не скрывает даже густая шерсть. Живот изрезан и зашит. Собаке в плевральную область был введен тиопентал (это болезненная процедура). Ее укладывают на операционный стол. Приходит группа студентов – 10-12 человек. Двое из них ассистируют на операции преподавателю, остальные наблюдают. После занятия измученное животное в лучшем случае умерщвляют, в худшем – оставляют погибать от болевого шока в виварии до следующего раза. Обезболевающие препараты в послеоперационном периоде не вводят. 
         Студенческих групп много. Так что в год погибает сотня собак.  Если студенты научились оперировать, то «братья меньшие» не зря погибли. В 2000 году был проведен опрос студентов медицинского университета, как они относятся к подобным операциям. Вот как ответили студенты младших курсов: «…показательные операции на собаках. Чему учат нас они?  Быть хорошими хирургами? Но ведь собаки не выживают! Нас учат проводить операции, после которых живыми не остаются!» 
          Студенты старших курсов высказались так:»Нас в клинике начинают учить хирургии с азов. Всех! И тех, кто выбегал  со слезами на глазах из операционной кафедры топографической анатомии, и тех, кто помогал убивать беззащитных животных, и тех, кто отказывался участвовать  в операциях на собаке. Кому нужны эти операции-убийства? Студентам они не нужны – поверьте нам. Врач – самый уважаемый человек в любом уголке мира. И ни в одной стране нет уважаемых убийц, даже если  убийство преследует «гуманные» цели. 
          Опрос практикующих хирургов города Минска показал, что демонстрационные занятия с использованием собак во время обучения в институте им ничего не дали для совершенствования хирургической техники. Таким образом, эти занятия были не только жестоки, но и бессмысленны. Студенты не могли научиться  правильному проведению послеоперационного периода, потому что отслуживший  «материал» просто выбрасывали.  
          Как ни нелепо это звучит,  но из поколения в поколение  студентов учили только убивать. Ни одно животное не было спасено во время обучения! Ни одна собака после того, как над ней «потрудились» студенты, не была вылечена. Будущего врача не учили технике выживания, послеоперационного выхаживания; не прививали чувства ответственности перед тем, кого приносили в жертву, не учили спасать! 
         Кто обращает внимание на то, что пасть собаки во время опыта стянута жгутом? Оказывается, это делается для того, чтобы собачка своим воем не портила нервы мучителям, если вдруг ей не хватит наркоза. 
         «Экспериментировать на животном надо, чтобы стать врачом», - говорили преподаватели. И студент верил им, преодолевая естественное чувство сострадания. Разве не так воспитывается жестокость? Конечно, студент приходит в клинику с желанием помочь больному, но безразличие к страданиям укоренялось в его сердце – ведь он так часто видел смерть! 
           Можно ли, творя зло, научиться добру? Причиняя боль и страдания беспомощному существу, мы творим зло. Зло – всегда зло. «Безнравственно говорить о необходимом зле, потому что от этого постулата по отношению к животному – прямой путь к человеку. Тогда можно оправдать и нацистских врачей, творившие свои ужасающие эксперименты во имя прогресса медицины (Е.Дубровина, 2006).
           К сожалению, эмпатия (чувство сострадания к другому существу)  у большинства медиков  не реализуется. Работающие с животными кафедры медицинских ВУЗов, долженствующие играть решающую роль в развитии этой способности, часто не только безразличны, но даже враждебны самому принципу эмпатии.
           Никогда не ставился вопрос и о гуманизме самого преподавателя, демонстрирующего студенту тяжкие мучения животного.Если бы вести подобного рода занятия доверялось только тому, кто сам воспитывает домашнего любимца, считает его членом семьи и личностью – не было бы и жестоких экспериментов.
          Студент обязан знать, чему его учат и кто его учит. Собака понимает, когда человек ее предает. И страдает она от предательства не меньше, чем от боли. Прежде чем ставить опыт, пусть экспериментатор на живой жизни, посмотрит в глаза тому, кого он хочет этой жизни лишить!  
          До сего дня многие уверены, что в медицине обходиться без умерщвления животных невозможно. Первым врачом, доказавшим ошибочность этого мнения,  была француженка Анна Кингсфорд. Интересно, она даже уверилась, что силой своего внушения сумела убить физиологов Клода Бернара и Поля Берга – чудовищно жестоких экспериментаторов. 
         Пример Анны, о возможности стать хорошим врачом, не убивая животных, ппроизвел большое впечатление на общественное сознание во Франции, послужив стимулом для создания  Французского общества противников вивисекции. Первым его президентом стал великий Виктор Гюго.  
            В 1982 году лейтмотивом «Всемирной хартии природы» Генеральной  ассамблеи ООН,  стали строки: «Любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека, и для признания  этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться  моральным кодексом поведения». 
            Европейским сообществом приняты единые правила работы с экспериментальными животными.
           Но борьба против вивисекции еще не закончена. Варварские эксперименты на животных процветают при преподавании медицинских дисциплин во многих ВУЗах, продолжая калечить души  подрастающего поколения медиков.
            Задачи гуманизации воспитания и обучения молодежи давно сформулированы специалистами  в цивилизованных странах. Главные из них – формирование чувства ответственности за все живое на земле, способность сострадать и человеку, и животным.

            БГМУ  не только успешно решает эти задачи, но и опередил многие страны в этом направлении.Университет стал первым  на всем бывшем постсоветском пространстве, прекративший использовать животных при обучении студентов – медиков.  
            Отказ от опытов на животных – революция. Потребовались огромные усилия, чтобы перестроить годами устоявшийся  учебный процесс. Дорога, по которой шли гуманисты университета, не сумевшие бессердечно наблюдать за страданиями животных, была усыпана отнюдь не розами. Надо было преодолеть непонимание и просто нежелание руководства кафедр, на которых использовались животные, отказаться от запланированных показательных экспериментов. 
            Еще в недалеком прошлом в программы  обучения студентов-медиков включались опыты с использованием огромного количества животных. Например, только по физиологическим дисциплинам в год – 3000 лягушек, 1000 белых мышей, 600-800 крыс и 15 собак;  при обучении студентов техники хируогических операций, после которых, кстати, собаки никогда не выживали,  - более 100 животных. 
          Лягущкам  без наркоза ножницами отрезали нижнюю челюсть и железным штырем разрушали спинной мозг, чтобы затем изучить действие некоторых раздражителей. Или: лягушек связывали в цепочку передними лапками и пропускали электрический ток, чтобы посмотреть, как они в судорогах дергаются. В план занятия входило моделирование какой-либо патологии на мышах и крысах – причем, чем тяжелее, тем демонстративнее!  Надо было наблюдать, как животные в муках гибнут. 
         На одной из военных кафедр собакам простреливали бедро, чтобы показать: входное пулевое отверстие мало, а вот внутри все ткани разворочены. 
         В последние годы в Минском  медуниверситете ситуация с использованием животных при проведении студенческих занятий изменилась благодаря  тому, чтот руководство института возглавляли настоящие гуманисты. Студентам есть с кого брать пример душевной доброты! Ректор БГМУ доцент П.И.Беспальчук, рискуя здоровьем, спас из-подо льда тонущую собаку, подобрал на дороге и прооперировал раненую кошку. Ректор МГМИ профессор А.И.Кубарко спас обреченную на гибель собаку, взяв ее домой из вивария. Особую роль в деле защиты животных сыграл С.Д.Денисов. Именно благодаря его постоянному вниманию, решительности и бескомпромиссности были прекращены издевательства над животными, виновниками которых волей-неволей становились студенты. 
        Первым гуманистом-патофизиологом, нашедшим  в себе мужество противостоять установившимся в физиологии жестким традициям, пресечь варварство по отношению к индивидуальной жизни (даже если это была просто лягушка), явился проф. Ф.И.Висмонт. Впервые на всем постсоветском пространстве возглавляемая им кафедра перестроила учебную программу (патофизиологии), доказав, что этот предмет можно изучать, не калеча и не убивая животных. С этой целью был создан виртуальный  учебно-экспериментальный практикумСохранены как денежные средства, так и жизни десятков, сотен лягушек, мышей, крыс, кроликов , собак. 
           Экпериментальное животное не может постоять за себя, рассказать о своей боли, и страдает оно не меньше, чем это свойственно человеку. При стрессе у животного сдвиги метаболизма столь значительны, что изучение какого-либо воздействия на этом фоне теряет смысл, и выводы по результатам исследования будут недостоверными. 
           Главное требование при работе с животными – уменьшение боли. Жестоким считается умертвление животных без применения  обезболивающих и седативных средств, предотвращающих ощущение животными боли и страха. 

           Запрещается умерщвление:
                 -с помощью миорелаксантов, ибо, хотя животное и перестает дышать, оно остро ощущает боль и гибнет при сохранении сознания;
                 -с помощью электротока, так как остановка сердца происходит не сразу, и животное испытывает резкую боль, но не может кричать, потому что голосовые и моторные реакции невозможны;
                 -с помощью ядов;
                 -болезненных инъекций в область сердца, плевры; особенно ужасны страдания животного  при введении аммиака;
                 -с помощью воздушной эмболии.
                  -      
        Эти уникальные успехи касаются  только воспитания студентов Минского медуниверситета. Но выпускники медицинских ВУЗов, не имеющие знаний по этике обращения с животными, как ранее, так и теперь, диссертанты, могут проводить очень жестокие опыты на животных.
        Особенно вопиющие факты крайней жестокости к бессловесным тварям можно обнаружить при знакомстве  с некоторыми работами или статьями в медицинских журналах.
         Например, в докторской диссертации, защищенной известным хирургом республики, рассматривался механизм острого панкреатита. Панкреатит моделировался на собаках введенем им в проток поджелудочной железы желчи под давлением.
          Это заболевание сопровождается  сумасшедшей болью. Но ни одной из более чем 500 (!) собак в послеоперационном периоде не вводили даже анальгин. Немало животных снималось с опыта из-за гибели от болевого шока.
          Ужасающи документальные фотографии изуродованных болезнью истощенных собак, на которых моделировалась портальная гипертензия (кафедра патофизиологии). Работающие с животными сотрудники одной из лабораторий Эдинбурга (Шотландия), посмотрев на эти фото, плакали.
                
           Опыты по вживлению сосудистых имплантантов собакам, где использовались и погибли множество животных,  английскими специалистами были признаны не только несовместимыми с этическими принципами, но и ненаучными  - исследования проводились без предварительного тестирования.
           В 2006 году в БГМУ была защищена диссертация, посвященная исследованию гемодинамики у крыс с травматическим шоком. Опыты проводились без наркоза. Крыс помещали в быстровращающийся барабан с острыми углами. Животное превращалось в фарш. Диссертант доставал крысу и проводил соответствующие исследования. Это страшно – ведь диссертант, молодой человек, ведет  занятия со студентами! Еще хуже, что все члены ученого совета по защите диссертаций, кроме одного, поддержали работу. 
           Часто опыты длятся неделями. Ю.Нагибин (1991 г.) пишет, что «собаки от сумасшедшей боли съедают себе лапы, кошки в конвульсиях выбрасываются за перегородки клеток, обезьяны исцарапывают растерзывают собственное тело или убивают друг дружку».

               Примеры можно продолжить.
         А.Швейцер в своем завещании писал: «Бессловесное существо способно страдать так же, как и мы. Истинная глубокая человечность не позволяет нам переносить  их страдания». Как видим, многим, да еще и учителям студентов-медиков, еще как позволяет!
        У студента-медика бессердечный к животным преподаватель воспитает безжалостность. Можно ли после подобного воспитания  требовать от врача сострадания к больному человеку, если он взращен на жестокости?
        Ранее жестокие эксперименты хоть как-то можно было объяснить необходимостью накапливать фундаментальные знания в медицине. Например, удалив поджелудочную железу, выяснили причину сахарного диабета.
 

         Сегодня же терзания животных бессмысленны!  
         Моральный долг ученого – изыскивать альтернативные способы экспериментов. В директивах Евросоюза 86/609 подчеркивается: проведение эксперимента запрещается, если имеется другой (альтернативный)  научно-приемлимый метод получения желаемого результата без использования животных.
         Отношение человека к живому – важный показатель его нравственности и уровня цивилизованности. Жестокость к животным бесспорно свидетельствует о низком уровне  духовного развития врача. Не надо жаловаться на черствость окружающих. Просто она бумерангом возвращается к тому, кто переступил хоть однажды через чужую боль и страх.

Категория: Это полезно знать. | Добавил: zoosvet (05.02.2008)
Просмотров: 7404 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 2
2 Павел  
Наивная и немного глуповатая статья , всё рассмотрено с одной стороны вопроса . Конечно , что-то можно исследовать , не убивая животное , но а если вдруг лечение злокачественной опухоли ?

1 Марта  
надеюсь, поэтому дипломы наших медицинских вузов не признаются во многих, большинстве развитых стран мира.....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Общества защиты животных
  • Наш опрос
    Сколько вам лет?
    Всего ответов: 523
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа
    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz