Мечта, принесенная из детства
Мне было 6 лет, когда я сказала родителям, что стану ветеринаром. Я пронесла детскую мечту через все школьные годы, и вот я уже абитуриентка, а на носу вступительные экзамены на ветеринарный факультет. «Ты знаешь, что тебе придется резать лягушек, чтобы научиться лечить животных?» - сказала мне подруга Ольга, которая поступала на биологический факультет. Как и большинство людей, она считала, что невозможно научиться лечить, не потренировавшись сначала на подопытных животных. Тогда я не знала, права ли она, но для себя решила, что сделаю все, чтобы избежать экспериментов на животных. По прошествии нескольких лет, когда мы обе уже закончили вузы, мы вернулись к тому разговору, и вспомнили, как верили в миф о необходимости вивисекции. Теперь мы – дипломированные специалисты и можем с уверенностью заявить, что можно получить качественное биологическое, медицинское или ветеринарное образование, не прибегая к опытам на животных. Ольга – профессор и преподаватель Принстонского университета в США, во время обучения она не загубила ни одно животное, а в своей научной работе она не проводит эксперименты на животных. Мне также удалось получить профессию ветеринарного врача, не принося в жертву ни одно подопытное животное. Сейчас я хочу обратиться к тем студентам, которым еще предстоит столкнуться с вивисекцией на занятиях. Но прежде мне хотелось бы рассказать, что из себя представляют эксперименты на животных.
Самая невезучая из класса земноводных
Когда я училась на ветеринарном факультете, большинство опытов ставили на лягушках. Приведу в пример классический студенческий опыт. Лягушке на лапку кладут кусочек бумаги, смоченной в слабом растворе соляной кислоты. Через некоторое время кислота начинает жечь кожу, и лягушка отдергивает лапку. А теперь представьте, что будет, если на лапку положить бумажку, пропитанную раствором кислоты очень сильной концентрации? Конечно, она задергает лапой намного быстрее, чем в первый раз! Этот опыт настолько примитивен, что любой школьник предугадает его результат. Многие из студенческих опытов такие же бесполезные и жестокие, как и этот эксперимент. Я заметила, что опыты на лягушках не вызывают у людей столь сильного возмущения, как эксперименты на собаках и кошках. Большинство из нас судят о способности животного чувствовать боль по схожести болевых реакций животного со своими собственными. Например, крик, визг, дрожь, активные попытки вырваться в ответ на болевой раздражитель – такое поведение характерно как для человека, так и для многих животных. Именно так поведет себя собака, если ей больно. Но не все животные одинаково реагируют на болевые раздражители. Грызуны и птицы, например, могут замирать, когда им больно. Создается впечатление, что они просто не чувствуют боль. Лягушки совсем не похожи на нас и на других животных, которые традиционно являются любимцами человека (собаки, кошки и др.). Их глаза не так выразительны. Маленькие, скользкие и холодные, у некоторых людей они вызывают отвращение. Лягушки редко кричат во время опытов, но это не значит, что они не страдают. Лягушка имеет центральную нервную систему, и, следовательно, испытывает боль. Представьте, ЧТО чувствует беззащитное земноводное, которое прикололи булавками к куску резины и вырезали кожу на груди, чтобы посмотреть, как бьется сердце! Сострадание не может распространяться только на определенные виды животных. Если человек милосердный, он пожалеет и собаку, и лягушку, и насекомое. Давайте будем помнить о том, что мыши, лягушки и даже насекомые и моллюски тоже способны испытывать боль.
Как рождается жестокость среди ветеринаров
Люди часто жалуются на бездушие врачей. Что касается ветеринарных специалистов, то, по моему мнению, существуют две причины, которые могут привести к бессердечному отношению ветеринаров к пациентам. Первая причина – это эксперименты на животных. В настоящее время все опыты на животных, которые проводят студенты медицинских, биологических и ветеринарных факультетов, можно заменить альтернативами. Что касается ветеринарии, то здесь самая лучшая альтернатива – это клиническая практика, проведение операций и терапевтических процедур под контролем врачей. Я лично первые операции проводила под наблюдением опытного ветеринара. За все время обучения я ни разу не принимала участия в опытах на животных. Подобным образом обучались и некоторые из моих сокурсников, работая в ветклиниках ассистентами врачей. Теперь они сами – квалифицированные врачи. Сейчас, когда многие российские вузы не могут закупить лабораторных животных из-за финансовых трудностей, студенты часто получают практический опыт, сначала наблюдая за проведением операций и терапевтических процедур, а затем сами их выполняют под контролем специалистов. Получается, что преподаватели вынужденно применяют альтернативы к опытам по хирургии, терапии, акушерству. В данном случае финансовые трудности сыграли свою положительную роль. Вторая причина, которая может привести к развитию жестокости среди ветеринаров – это тот факт, что российских ( и белорусских - М.П.) студентов готовят преимущественно к работе с сельскохозяйственными животными. Студентов приучают рассматривать коров, кур, свиней в основном только с точки зрения выгоды, которую они приносят человеку. С ними учат обращаться как с машинами для получения продуктов питания – молока, яиц, мяса. Если лечение животного обходится дорого, его просто убивают. Если бы те процедуры, которые проводят на пушных и сельхоз. животных повторили на домашней собаке или кошке, большинство людей назвали бы такое обращение с животными крайне жестоким. Однако все перечисленные животные одинаково восприимчивы к боли. Вот наглядный пример. Для того, чтобы поросята быстрее набирали вес, их кастрируют в возрасте нескольких недель. Эту операцию проводят БЕЗ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ. Однажды, при прохождении хирургической практики, нас повезли на свиноферму помочь провести кастрацию свиней. Студенты ловили поросят, потом один человек крепко держал поросенка, другой лезвием рассекал ему мошонку и отрезал семенники. Операция проводилась без всякой анестезии. Животные кричали, вырывались, а потом, когда их выпускали в загон, долгое время пребывали в болевом шоке. На зверофермах норок и других животных усыпляют курареподобными препаратами (как и в наших белор. ветклиниках – М.П.) Смерть наступает от удушья, хотя внешне создается ощущение , что животное мгновенно уснуло. На самом деле его просто парализовало, и зверь задыхается, не в силах пошевелиться. Другие методы убоя пушных зверей включают отравление газом, пропускание тока через половые органы или анальное отверстие. Как может ветеринар, проработавший на звероферме, сострадательно относиться к домашним собакам и кошкам? Многие ветеринары в России до сих пор усыпляют животных курареподобными препаратами (как и в Беларуси – М.П.) Будущие ветеринары! Пожалуйста, никогда не применяйте курареподобные препараты для усыпления животных. Смерть от дитилина или листенона – одна из самых мучительных (дитилин в Беларуси используют для умертвления животных при их отлове – М.П.). В цивилизованных странах мира усыпление этими препаратами наказуемо. Если вам предстоит усыпить животное (речь идет о самом безнадежном, исключительном случае!), применяйте снотворные или наркотические препараты. Их передозировка обеспечит гуманное усыпление животного. Здесь у многих из вас, наверняка, возник вопрос: «Ну хорошо, допустим, я не хочу принимать участие в опытах на животных, но что я могу сделать? В большинстве российских вузов не предусмотрены альтернативы к экспериментам».
Что вы можете сделать, чтобы избежать опытов на животных?
Постарайтесь обнародывать свое отношение к вивисекции, т.к. это первый шаг на пути к внедрению альтернатив и изменению сознания других студентов. Вы можете сделать это следующим образом: - распространять среди студентов и преподавателей бюллетени о движении за гуманное образование (информационные материалы можно получить в Российском отделении ИнтерНИЧ)., - показать преподавателям каталог ИнтерНИЧ, - написать статью в студенческую газету. Чем большее количество студентов будет настаивать на замене опытов, тем быстрее учебное заведение перейдет к использованию альтернатив. Многие вузы России испытывают финансовые трудности, из-за чего они закупают меньше лабораторных животных. Следовательно, количество опытов сокращается. Это дает вам возможность не принимать участия в экспериментах, как, например, в том случае, если на целую группу студентов выдали одну лягушку, и эксперимент проводит кто-то другой. Но тогда вы наблюдаете за проведением эксперимента и в какой-то степени участвуете в вивисекции, Если есть такая возможность, старайтесь не только избегать опытов на животных, но и высказывать вслух свою позицию не агрессивно, но уверенно, оперируя фактами. Из-за финансовых трудностей с приобретением лабораторных животных, преподаватели, порой, сами ищут альтернативу вивисекции. И здесь вы можете им помочь. Например, преподаватель по хирургии говорит вам о том, что на следующим занятии вы будете отрабатывать технику наложения швов или учиться проводить стерилизацию самок, но только если кафедра найдет подопытных животных. Предложите преподавателю провести занятие на трупах животных, умерших естественной смертью или усыпленных из-за неизлечимой болезни. Можно достать трупы животных, например, договорившись с кафедрой анатомии или вет. клиникой. Предложите организовать поход в вет. клинику, где студенты будут помогать врачам оперировать и лечить животных. Многим клиникам действительно требуется помощь студентов и они охотно идут на такое сотрудничество. Когда я изучала хирургию, у кафедры были трудности с приобретением подопытных животных и они проводили операции на тех животных, которым действительно требовалась помощь, а мы наблюдали за их проведением. Моя знакомая, бывшая студентка МГУ, договорилась с преподавателем практики по зоологии, что она не будет ловить и умерщвлять живых насекомых, а использует уже существующую, кафедральную коллекцию насекомых для сдачи зачета. Ей пошли навстречу. И вы тоже можете попробовать договориться с преподавателями об использовании таких или других альтернатив. Помните: даже если в вашем вузе нет компьютерных программ, муляжей, макетов и других специализированных альтернатив к опытам на животных, есть вещи, которые можно сделать уже сейчас. Например, если вам предлагают разрезать лягушку для проведения лабораторной работы, попросите преподавателя разрешить вам использовать плакаты, схемы, просто описание эксперимента в учебнике. Ведь большинство опытов и их результаты уже хорошо описаны в учебниках и методических пособиях. Уважаемы студенты-ветеринары, медики и биологи! Давайте будем помнить, что большинство из нас выбрали эти профессии, исходя из благородных стремлений. Мы хотели помогать людям, животным, внести свой вклад в охрану окружающей среды. Мы хотели спасать жизни. Но животные, которых мы загубим во время обучения, всегда останутся на нашей совести, в то время как можно получить образование, не причиняя им вреда. А ведь можно прожить и всю жизнь, не поддерживая убийство и эксплуатацию животных. Я сделала свой выбор не только в пользу гуманного образования. Я не употребляю животных в пищу, не ношу их мех и кожу и покупаю продукцию, не испытанную на животных. Таким образом, у каждого из нас есть свой выбор.
|